Изменения в надзорных мероприятиях, что ждет бизнес в 2019 году?

03 июля 2016 года Федеральным законом № 277 внесены существенные изменения в Закон № 294-ФЗ о контрольно-надзорных мероприятиях.

Формы мероприятий по надзору остались прежними, плановые и внеплановые, которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные. Изменения коснулись как первой, так и второй формы проверок.

В рамках плановой проверки законодатель пошел по пути ограничения действий проверяющих органов. Новеллой предусмотрена возможность применения при проведении плановых мероприятий контрольных вопросов.

Ответы на вопросы призваны способствовать однозначному установлению соответствия или не соответствия деятельности субъекта надзора требованиям нормативных актов.

Изменения в надзорных мероприятиях, что ждет бизнес в 2019 году

Общие требования к вопросам

Общие требования к вопросам определяются правительством РФ в тех случаях, когда их применение будет являться обязательным. Проверочные листы подлежат приложению к акту проверки и о их применении делается ссылка в распоряжении о проведении контроля.

При проведении совместной проверки могут быть использованы совместные контрольные листы. Изменены сроки уведомления субъектов надзора. Если ранее на должностном лице была обязанность уведомить о начале проверке в течение 3 рабочих дней до начала, то с 01.01.2017 г. за три рабочих дня до мероприятия.

Изменениями предусмотрено возможность направления уведомления о начале проверки путем электронного документа, подписанного с использованием ЭЦП и отправленного по известному электронному адресу проверяемого.

Кроме того, предусмотрено право субъекта надзора представлять в проверяющий орган документы, а также возражения по результатам проверки в форме эл. документов, подписанных ЭЦП.

Ограничения прав проверяющего органа

Законодатель ограничил права проверяющего в случае проведения выездной проверки по истребованию от поднадзорных лиц представления ранее представленных документов или сведений.

Годом ранее была введена ответственность проверяющих лиц за нарушение прав предпринимателей при проведении проверочных мероприятий в виде предупреждения или штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Регламентирована процедура внесения плановых проверок в ежегодный план проверок, который подлежит в обязательном порядке согласованию с прокуратурой и опубликованию на сайте.

Во внеплановой проверки изменились основания ее проведения. Так появились такие мероприятия как предварительная проверка, профилактические мероприятия, надзор без взаимодействия с субъектами надзора и контрольная закупка. Каждое из указанных мероприятий имеет определенную специфику, коротко о каждой из них.

Проверка фактов нарушения требований, а также фактов угрозы возникновения вреда, причинения вреда, злоупотреблений в потребительской сфере проводится предварительно при отсутствии данных о нарушившем лице.

В рамках ее проведения проверяющий имеет право делать запросы, как устные так и письменные, рассматривать имеющиеся документы, при необходимости могут проводить мероприятия по контролю без взаимодействия с субъектами.

В процессе ее проведения на субъектов надзора запрещается возлагать какие-либо обязанности и меры ответственности.

В рамках предварительной проверки у проверяемого допускается запрашивать информацию, однако ее представление не является для него обязательным.

Внеплановые проверки

По результатам проверки на основании письменного мотивированного мнения может быть принято решение о проведении внеплановой проверки, либо о ее прекращении в случае анонимности обращения или не подтверждения фактов о нарушении.

В последнем случае проверяющего наделили правом на компенсацию издержек в судебном порядке.

По обращениям, не позволяющим идентифицировать лицо, электронным обращениям, направленным без идентификации , а также обращениям, не содержащим сведения о фактах вреда или злоупотреблений потребительской сфере, проверки не подлежат инициированию.

При сомнениях этом на орган надзора возложена обязанность по принятию разумных мер к установлению обратившегося лица. Одновременно, теперь поступающая информация должна быть проанализирована с учетом ранее поступившей и проведенных мероприятий.

Предостережение

Для профилактики надзорным органом может быть выдано предостережение. Предостережение выдается при наличии информации о предполагаемых злоупотреблениях, но при этом отсутствует факты о причинении вреда жизни и здоровью, ее угрозы, ЧП и лицо ранее не привлекалось к административной ответственности.

Содержание профилактического акта

В профилактическом акте должны содержаться ссылки на нарушенные нормы обязательных требований и конкретные действия (бездействия) субъекта надзора, которые способствуют или могут способствовать нарушению. Порядок выдачи предостережений определяется Правительством РФ.

Кроме того, перечень профилактических мер этим не ограничивается. С целью профилактики правонарушений органы надзора ежегодно утверждают программы профилактики нарушений.

В профилактических целях проверяющие органы публикуют на официальных сайтах в интернете законы и обязательные требования; проводят семинары и конференции с проверяемыми, а также разъяснительную работу в средствах массовой информации; информируют об изменении норм и правил, обобщают практики осуществления контроля и размещает их на официальных сайтах в интернете.

Мероприятия по контролю без взаимодействия

Мероприятия по контролю без взаимодействия с субъектами надзора возможны в отношении специальных объектов (территории акваторий, земельные участки, объекты электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи), а также специальной деятельности:

  • радиоэлектронное излучение и высокочастотных устройств гражданского назначения,
  • распространение рекламы, в том числе в интернете и СМИ.

При этом перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными законами.

Проводятся на основании заданий руководителя или его заместителя органа контроля надзора. Процедура определяется в локальном нормативном акте.

По итогам надзора применяются следующие меры:

  • либо готовится предостережение,
  • либо письменное мотивированное представление на руководителя со сведениями о фактах нарушений для решения о проведении проверки.

Повод для проведения контроля

Злоупотребления в потребительской сфере будет являться поводом к мероприятиям по контролю только лишь, при соблюдении лицом предварительного претензионного порядка.

Иными словами лицо должно доказать, что в рамках претензионного порядка его права не были восстановлены. В новой редакции закона, как и в прежней, это единственное основание для проведения проверки без согласования с прокуратурой.

Появилось такое мероприятие как повторная проверка, проводимое, как по итогам плановой проверки, так и по итогам внеплановой проверки. Может осуществляться без внесения в ежегодный план и заблаговременного информирования проверяемого.

Применяется в случае невозможности проведения проверки по причине отсутствия субъекта надзора или его представителя, фактическим неосуществлением деятельности, с иными действиями (бездействием), поспособствовавшими невозможность проведения мероприятий по контролю.

В таком случае составляется акт с указанием причины. Одновременно такой акт может служить основанием для проведения плановой или внеплановой выездной проверки в трехмесячный срок с момента его составления.

Контрольная закупка

Проводится с целью проверки соблюдения субъектом требований нормативных актов. Применяется в исключительных случаях, предусмотренных законом об отдельных видах надзора. Проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка и подлежит согласованию с прокуратурой.

Может применяться по заданию руководителя органа в рамках риско-ориентированного подхода, когда проверки проводится с учетом индикатора рисков и отнесения субъекта к определенному классу опасности.

Как и повторная проверка, осуществляется без предварительного информирования субъекта надзора, но в присутствии 2 свидетелей либо с применением видеофиксации, за исключением дистанционной закупки.

По необходимости может быть использовано фотогафирование и иные меры по фиксации. При выявлении нарушений вся информация о закупке должна быть предоставлена проверяемому незамедлительно после ее завершения.

Информация о закупке и ее результатах вносится в Единый реестр. Особенности устанавливаются правительством РФ.

Таким образом, с одной стороны, законодатель пошел по пути расширения форм воздействия проверяющих органов при одновременной более четкой регламентации их деятельности, с другой стороны, ограничил основания их проведения.

Читайте также:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zakony-Prava.ru
Добавить комментарий